Метод «Расскажи, покажи, сделай» и телевизор с мультиками: что делает детей более сговорчивыми в кресле стоматолога? Результаты одного эксперимента

Далеко не каждый стоматолог может работать с детьми, и дело тут не только и не столько в разрешениях. Дети – особая категория пациентов; соответственно, к ним нужен особый подход. Кто-то может быстро найти общий язык с маленькими пациентами, кто-то – нет. Метод «Расскажи, покажи, сделай» — известный детским стоматологам приём, подразумевающий некоторое вовлечение ребёнка в процесс. Аудиовизуальные отвлекающие факторы – мультики на экране над креслом – другое популярное средство. Что работает лучше? В рамках поставленного эксперимента, ответ на этот вопрос нашли индийские исследователи.

Участниками эксперимента, который проводился на базе кафедры детской и терапевтический стоматологии медуниверситета Нью-Дели, стали 400 детей, пришедшие на приём к стоматологу в первый раз. Их эмоциональное состояние – уровень тревоги – оценивалось по следующим показателям:

  • кровяное давление,
  • пульс,
  • кислородная сатурация,

Кроме того, дети сами оценивали своё состояние с помощью теста Венама и шкалы «рожиц».

Тест Венама – Venham picture test (VPT), разработан в 1979 году американским стоматологом Ларри Л. Венамом (Larry L. Venham). Представляет собой таблицу картинок, изображающих ребёнка в разных эмоциональных состояниях; маленькому пациенту предлагается выбрать ту картинку, которая лучше всего описывает его состояние.

Шкала «рожиц» — простой тест, в рамках которого ребёнку предлагается выбрать рожицу, лучше всего описывающую его состояние. Сами рожицы – от сильно недовольной до абсолютно счастливой.

Все посещения подразумевали то или иное лечение; врачи применяли как метод «Расскажи, покажи, сделай», так и аудиовизуальные средства отвлечения маленьких пациентов.

Результаты и выводы

Собранные данные были сведены в массив и обработаны. Выяснилось, что аудиовизуальные средства отвлечения – мультики по телевизору – позволяют добиться лучших результатов, чем метод «Покажи, расскажи, сделай».

При этом, исследователи выяснили, что совместное применение двух рассматриваемых подходов к снижению уровня тревожности маленьких пациентов стоматолога даёт ещё более замечательный результат. То есть лучше сначала запустить мультики, а потом уже рассказывать, показывать, делать.